140563, Российская Федерация, Московская область, г. Озёры, микрорайон имени маршала Катукова
+7 (496) 704-41-78; +7 (496) 704-42-84 [email protected]

Блог


И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

                                                                                            В. Берестов

      Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.                          

       Формирование творческой личности  - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

     Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его.

    Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.

Однако, эти занятия требуют от ребёнка: 

  • Высокого уровня владения техникой рисования;
  • Сформированных навыков рисования предметов;
  • Знания приёмов рисования;
  • Приёмов работы с различными красками.

В ходе изучения содержания работы моего направления, в результате наблюдений за детьми и анализа рисунков я столкнулась  с такими проблемами:

  • Отказ детей от рисования;
  • Потеря уверенности в своих силах и способностях в результате несоответствия изображения замыслу ребёнка или реальному объекту;
  • Шаблонность в исполнении, когда ребёнок просто копировал образец взрослого;
  • Невыразительность рисунков.

   Я задумалась над тем, как же развивать творчество дошкольников  посредством изобразительной  деятельности, создать необходимые условия для этого, провести занятия в увлекательной форме?

   Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, закреплять формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовать самостоятельную изобразительную деятельность детей. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

   Задача педагога — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.                      

     В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое.        

       Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

     Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием альтернативных авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в условиях ДОУ. Проблема изучения и развлечения детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике.

     Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, печатками. Но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии.

   Конечно, занятия нетрадиционными техниками рисования не заменяет обучение детей технике рисования и не преобладают над ним: они должны гармонично сочетаться.

    Изучив методическую литературу  и рекомендации по данному направлению составила тематическое планирование занятий с использование нетрадиционных техник рисования для первой младшей, второй младшей и средней групп. В 2010-2011 ученом году работала в подготовительных группах по программе дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению (нетрадиционное рисование) «Цветной мир».

   На основе планирования и используемой литературы составлены конспекты занятий.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ:

СПОСОБЫ  ПОЛУЧЕНИЯ  ИЗОБРАЖЕНИЯ

№ п/п

Техника

Способ получения изображения

1.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска одного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. К отпечатку подрисовывают детали, чтобы получилось изображение предмета (рыбка, солнце, петушок и т.д.). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.

РИСОВАНИЕ

РЕБРОМ ЛАДОНИ

Ребёнок опускает в гуашь ребро ладони или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. К отпечатку подрисовывают детали, чтобы получилось изображение предмета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4.

ОТТИСК

ПРОБКОЙ

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5.

ОТТИСК

ПЕЧАТКАМИ

ИЗ  КАРТОФЕЛЯ

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6.

ОТТИСК  

ПОРОЛОНОМ

Ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и поролон.

7.

ОТТИСК  ПЕНОПЛАСТОМ

Ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пенопласт.

8.

ОТТИСК

ПЕЧАТКАМИ

ИЗ ЛАСТИКА

Ребёнок прижимает печатку  к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и поролон.

9.

ОТТИСК

СМЯТОЙ  БУМАГОЙ

Ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и смятая бумага.

10.

РИСОВАНИЕ

НА СКОМКАННОЙ БУМАГЕ

Предварительно бумагу комкают, затем распрямляют. Нанесённый на скомканную бумагу рисунок имеет характерную фактуру.

11.

ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

12.

ШАБЛОНОГРАФИЯ

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составления и изображения отдельного объекта или сюжета.

13.

ОТПЕЧАТКИ

ЛИСТЬЕВ

Ребёнок покрывает листок дерева краской одного или нескольких цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок и нарисовать предмет,

15.

СВЕЧА +

АКВАРЕЛЬ

Ребёнок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

16.

КЛЕЕВЫЕ КАРТИНКИ  - ВИТРАЖИ

Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для высыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашиваются яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

17.

МОНОТОПИЯ

Используется для оформления фона. Краска в различном порядке наносится на лист бумаги, а сверху накладывается второй лист. Потом он убирается, получается узор.

18.

МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений на одной половине.

19.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается изображение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделали оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать кафельную плитку. На неё наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

20.

КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ

Ребёнок зачёрпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

21.

КЛЯКСОГРАФИЯ

С ТРУБОЧКОЙ

Ребёнок зачёрпывает пластиковой ложкой гуашь, выливает её на лист, делает небольшое пятно (капельку). Заем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При  необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

22.

КЛЯКСОГРАФИЯ

С НИТОЧКОЙ

Ребёнок опускает нитку в краску, снимает лишнюю краску. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист бумаги, прижимает, придерживая рукой, вытягивая нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

23.

КАРАКУЛЕГРАФИЯ

Ребёнок на листе бумаги изображает какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета. Рассматривает и пытается увидеть в них какие-то объекты, дорисовывает, дополняет необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта.

24.

ЧЁРНО-БЕЛЫЙ

ГРАТТАЖ

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом (несколько капель) либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

25.

ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее дорисовываются недостающие детали гуашью. Или предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета.

26.

НАБРЫЗГ

Ребёнок набирает краску на жёсткую кисть и ударяет кисть о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Или старая зубная щётка обмакивается в краску, направляется на лист бумаги, резко проводится по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе ( в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не одежду).

27.

ТИСНЕНИЕ

Ребёнок рисует простым карандашом то, что захочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок закрашивается карандашами.

28.

АКВАРЕЛЬНЫЕ МЕЛКИ

Ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на неё мелками. Можно использовать приёмы рисование торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

29.

ТЫЧОК  

ЖЁСТКОЙ  ПОЛУСУХОЙ   КИСТЬЮ

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

30.

ЗНАКОМАЯ ФОРМА – НОВЫЙ ОБРАЗ

Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет (например, ножницы). Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания.

31.

ТЫЧОК

ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ 

Ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу, ударяя ею по листу сверху вниз. Для получения другого цвета меняются и мисочка и ватная палочка.

32.

РАСЧЁСЫВАНИЕ КРАСКИ

Ребёнок специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводит по мокрой краске и процарапывает на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие.

33.

РИСОВАНИЕ

ШТРИХОМ

Этот приём рисования называется «чиркать» - ребёнок прижимает карандаш к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, толстая или тонкая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, т.е. чёрным или серым.

34.

РИСОВАНИЕ

МУЗЫКИ

Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетание звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят ребёнка к миру музыки и научат его воспринимать и ощущать искусство изнутри.

35.

РИСОВАНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Психорисование развивает фантазию, воображение, передаёт насроение в цвете. Ребёнок простым карандашом  (можно под музыку) передаёт с закрытыми глазами впечатления, настроение. Затем цветными карандашами, всматриваясь в переплетение линий, формирует сюжет.

36.

РИСОВАНИЕ

СОЛЬЮ

Ребёнок посыпает рисунок солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.

37.

БАТИК

(РИСОВАНИЕ ПО ТКАНИ)

Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

38.

РИСОВАНИЕ

ПО СЫРОМУ

Ребёнок смачивает лист бумаги водой (толстой кистью или поролоном) и наносит краску разных цветов. Получается размытый рисунок. Если краску нанести без просветов -  с плавным переходом из одного цвета в другой. Можно рисовать мелом по влажному фону.

39.

РИСОВАНИЕ

ГУСТОЙ ГУАШЬЮ

Ребёнок рисует густой гуашью или наносит элементы на рисунок, выполненный в традиционной технике, получая выпуклый фактурный объект.

40.

ДОЖДЕВЫЕ ФАНТАЗИИ

Во время дождя или снегопада открыть окно и выставить менее, чем на минуту, лист бумаги, держа его горизонтально. Капли дождя или снега останутся на листе. Следы непогоды нужно обвести и превратить в сказочных существ.